Вслух или про себя? Как читать?

По данным историков, человечество умеет читать уже целых пять тысячелетий. Первоначально люди читали только вслух. Никто не читал в одиночестве и про себя. Он делал это для других.

Тексты тех времён записывались без пробелов и знаков препинания. Слова разделялись только при помощи чтица. Знаки препинания появились только тогда, когда чтиво стало более доступным. Тогда же произошла и смена мышления человечества. Чтение про себя способствовало развитию того, что мы называем внутренним миром.

«Читатель наконец получил право беспрепятственно устанавливать близкие отношения с книгой. Больше не нужно было тратить время, чтобы произнести слова вслух. Текст мог существовать в голове, прочитываться быстро или медленно, полностью или только наполовину. У людей появилась возможность неспешно обдумывать новые идеи, параллельно читать несколько книг и проводить аналогии. Сама по себе книга, защищенная обложкой от окружающих, стала личной вещью, собственностью человека, его интимным знанием, где бы ее ни читали — в общественном месте или дома»
«История чтения» (1996 год) Альберто Мангуэль

«Чтение про себя» получило такое название по этой же причине. Изучая текст глазами, человек настолько погружается в то, о чём идёт речь, что словно он читает о себе и про себя.  Подобное чтиво позволяет обогатить внутренний мир и развить воображение. Читающий таким способом не ориентирован на других людей и его сознание принадлежит только ему. Таким образом, чтение вслух и чтение про себя имеет влияние на разность восприятия написанного, и того, какие ассоциации это рождает в мозгу человека .

Ученые доказали, что при чтении включается эффект «погружения» в книгу. Человек мысленно представляет себя на месте героя, и его мозг начинает включать те функции, которые в другое время не задействованы. Выбирая книги под нужную ситуацию — это помогает проработать её и даже найти нужный выход. Поскольку, чтение такой книги является безопасным пространством, как для тела, так и для не имеющего в этом опыта мозге. 

Чтение же в слух, как и много лет назад, является одним из лучших упражнений для развития речи, и ораторского мастерства. Поскольку чтение вслух – это речевая практика. Она позволяет научиться легко и точно выражать мысли. А также способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции, интонации и правильности речи. Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков.

Восприятие книги через аудиальный канал также никуда не исчезло. Предпочитающие подобное восприятие текста, имеют большую концентрацию слуховых образов. Если данный канал восприятия преобладает, то он имеет способность к усвоению материала через его прослушивание. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают информацию во время лекции. Не нуждаясь в её дополнительном прочтение.

Таким образом, те, кому Вы читаете вслух, привыкают воспринимать Вас, как источник информации, доверяя Вам и слушаясь. Не случайно слово слушаться происходит от слова «слушать».

Зная всё это теперь Вы сможете целенаправленно читать книги и извлекать из них необходимое в том контексте, который на данный момент более предпочтителен для Вас.

Рубрику ведёт Ирина Шубина

Всех Вам благ! И обязательно будьте счастливы!

P.S.: ЕСЛИ ЕЩЁ НЕ ПОЛУЧИЛИ СВОЙ ПОДАРОК ОТ ЖУРНАЛА САМОЕ ВРЕМЯ ЭТО СДЕЛАТЬ!

Leave a Reply