Яга ли баба? Или новый взгляд на Бабку ёжку.

сказкотерапия Баба Яга

Надо сказать. даже меня, видавшего виды человека этот материал удивил. (Ред.)

Знакомьтесь заново, Баба -Яга (Йога)

Для начала определимся с её статусом. Итак, в восемнадцатом веке слово „баба“ стало употребляться в значении „замужняя женщина низшего сословия“. Так называли женщин крестьянок. И это не спроста, поскольку это слово во времена язычества считалось мужским. Тогда „бабами“ называли каменных идолов. С тюркского и вовсе „баба“ означает — „мужчина“, „отец“. Таким образом называя так женщину, подчёркивали, что она работает на уровне мужчины. Словом „баба“ называли и каменные истуканы, сохранившиеся в степях. Именно поэтому Бабий Яр, бабье лето и другие схожие слова не име

Для начала определимся с её статусом. Итак, в восемнадцатом веке слово „баба“ стало употребляться в значении „замужняя женщина низшего сословия“. Так называли женщин крестьянок. И это не спроста, поскольку это слово во времена язычества считалось мужским. Тогда „бабами“ называли каменных идолов. С тюркского и вовсе „баба“ означает — „мужчина“, „отец“. Таким образом называя так женщину, подчёркивали, что она работает на уровне мужчины. Словом „баба“ называли и каменные истуканы, сохранившиеся в степях. Именно поэтому Бабий Яр, бабье лето и другие схожие слова не имеют никакого отношения к женщинам.

Ударение же в русском варианте на второй слог, привязывает значение слова к женщине, бабушке. В санскрите „Баба Яга“ — мудрая, владеющая важными знаниями женщина.

Еще на Руси “бабами” называли женщин, которые первой рожали девочку. Если же женщина рожала первым мальчика — ее кликали «молодкой», «молодухой». Если же, у женщины после нескольких сыновей рождалась дочь, о ней говорили — “обабилась”. Со старославянского “БАБА” означает «врата, дающие новую жизнь».

Имя же, точнее его звучание «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: “соединение”, “единение», “связь”, “гармония”, “союз”, “упражнение”, “обуздание”. “Ягья” или” Яга» (с ударением на «я») в индуизме называется традиционное подношение даров богам через огонь.

ют никакого отношения к женщинам.

Ударение же в русском варианте на второй слог, привязывает значение слова к женщине, бабушке. В санскрите „Баба Яга“ — мудрая, владеющая важными знаниями женщина.

Еще на Руси “бабами” называли женщин, которые первой рожали девочку. Если же женщина рожала первым мальчика — ее кликали «молодкой», «молодухой». Если же, у женщины после нескольких сыновей рождалась дочь, о ней говорили — “обабилась”. Со старославянского “БАБА” означает «врата, дающие новую жизнь».

Имя же, точнее его звучание «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: “соединение”, “единение», “связь”, “гармония”, “союз”, “упражнение”, “обуздание”. “Ягья” или” Яга» (с ударением на «я») в индуизме называется традиционное подношение даров богам через огонь.

Йоговство

Если изучать Йоговство глубже, то это этот статус принадлежал богине-покровительнице детей сирот и детей вообще. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный скит. Он находился в чаще леса, у подножья Ирийской горы (Алтай). Вопреки расхожему мнению, Йога приводила к себе только детей сирот или тех, от того отказались родители. Тем самым спасая их от неминуемой гибели.

Йогиня же проводила над детьми, приведёнными ей огненный обряд посвящения древним вышним богам. Делала она это в горе вблизи с капищем рода. В скале имелось специальное углубление, которое жрецы рода называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделённый выступом на два равных углубления, называемый лопата. В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах. Во второе углубление накладывала сухой хворост, после чего лопата задвигалась обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост. Впоследствии эти дети воспитывались жрецами, и в миру их никто не видел. От того, многими считалось, что Баба Йога готовит детей себе в качестве еды. С приходом православия, дабы скорее уйти от язычества, идею дабе- Йоге, как о злом персонаже, умерщвляющем детей, стали культивировать. Запугивая ей непослушных детей и тем, что она может их съесть.

К ритуалу припекания ребенка прибегали и в том случае, если малыш рождался хилый, недоношенный, или у него был рахит или атрофия. Выполнялся данный обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печь. 

Быт и жильё

Теперь немного о жилье Йоги. В сказках описывается избушка на курьих ножках. И снова мы попадаемся на непонимание дела из-за ухода от язычества. Ножки у избушки были не как не куриные. Да и сложно найти курицу с такими большими и устойчивыми ногами, которые выдержали бы целый дом. Ножки же были обкуренные. И окуривались они дымом погребального костра.

Такой обычай был у различных народов. Хоронить мертвых в поднятых над землей срубах не только финно-угры, но и многие народы Сибири, и даже якуты. А потому баба-Йога и здесь не оригинальна, и не сурова, как можно подумать, не имея знаний на данный счёт.

Теперь о ступе. Ступа в славянской мифологии — это транспорт мертвых. Неживых персонажей. В погребальных обрядах древних европейцев ступу и пест клали в могилы ещё 4 тысячи лет назад.  Таким образом пест выполняют роль стимулятора движения, а при помощи метлы, Йога заметает следы, которые могут привести души умерших к живым людям. И вновь, бабушка заботлива и без желания навредить.  Метла — предмет, непосредственно связанный с женским началом, а также с магией очистительной силы в культуре наших предков. Например, по древней традиции на похоронах весь путь от дома до могилы надо было непременно промести метлой. Иначе покойный найдет путь домой с погоста, вернется, начнет вредить людям. Знаю, что многие и сейчас после того, как покойника увозят на кладбище, подметают порог дома с той же целью.

Иной мир

В большей степени персонаж Бабы-Яги связан с помощью в переходе героем в мир мёртвых. И именно об это приписываемая ей костяная нога. Она наполовину жива, на половину в царстве мёртвых. Для героев, обратившихся к ней за помощью, она служит проводником, между двумя мирами. К такой мере они прибегают в случае, если на этом свете не смогли найти искомого. К тому и обряд с добрыми молодцами из накормить (последний обед покойного) в баньке попарь (очищение перед похоронами), и спать уложить (переход из состояния бодрствования и сознания в мир грёз).

Резюме

Таким образом, кто она, и к какой категории персонажей её причислять, решать уже Вам. Для меня важно показать все аспекты данного персонажа.  И вынуть те, о которых случайно, а может и специально умалчивается.

Рубрику ведёт Ирина Шубина

Всех Вам благ! И обязательно будьте счастливы!

P.S.: ЕСЛИ ЕЩЁ НЕ ПОЛУЧИЛИ СВОЙ ПОДАРОК ОТ ЖУРНАЛА САМОЕ ВРЕМЯ ЭТО СДЕЛАТЬ!

Leave a Reply