Не цензурна ли брань?

В своё время я не просто матерился. Я был явным фанатом. Нет,  конечно, при детях сдерживался. Разумеется, был аккуратен среди незнакомых людей. В этом смысле деградации не наступило. Но в знакомой среде, где меня могли и поправить, я доказывал что – то вроде: «Это — часть культурного наследия, да мы войну на матах выиграли, и не одну».

Помните, как писатель Михаил Задорнов, перед тем, как сказать ключевую фразу, готовил публику? «Ну, сейчас вдохните… готовы?». Или что — то вроде этого. Так вот, дорогой читатель. Сейчас вдохните. Эта фраза идёт, на первый взгляд, против всего, что я написал в книге до этого. Готовы? Держитесь! Я до сих пор считаю, что мат — это часть культурного наследия, да, мы войну на матах выиграли и не одну. Как вам? И продолжу анекдотом для усиления эффекта.

К командиру воинской части пришла директриса детского садика:

— Товарищ полковник, Семён Семёнович, помогите! Проводка в садике совсем плохая. А там же детки. Можете солдатиков прислать на подмогу – пусть отремонтируют.

— Клавдия Валерьевна, да конечно! Сегодня же займусь.

Через пару дней приходит к полковнику директриса.

— Семён Семёнович, за проводку, конечно, спасибо. Но у меня все дети теперь матом ругаются.

— Непорядок, разберёмся.

И вызывает полковник солдатиков, которые в детском садике были. Отругал, наказал. Заставил старшего написать рапорт.

Рапорт сержанта:

12 апреля 2018 года мы с рядовым Ивановым были откомандированы в подшефный детский сад № 71 с целью устранения проблем с проводкой.

Во время ремонта проводки рядовой Иванов использовал раскалённое олово. По неаккуратности олово начало литься мне на ногу и оголённую руку. Я сделал замечание рядовому Иванову в следующей форме:

Дорогой рядовой Иванов, разве Вы не видите, что раскалённое олово льётся на руки и ноги Вашего боевого товарища?

Сержант Макаров

Посмеялись? Я — тоже. Но в этом анекдоте – сама суть того,  что я хочу вам рассказать. Как мы ещё называем мат? Правильно – бранная речь. Понимаете? Речь для поля брани. Речь для войны, для действительно экстремальных ситуаций. А учитывая нашу историю, неудивительно, что матом не ругаются,  а разговаривают. Лингвисты спорят, был ли мат на Руси до Крещения. Почему у других народов нет такого изобилия нецензурных слов. Есть целые научные статьи, доказывающие, что на Руси мата не было вплоть до татаро – монгольского ига, им противостоят статьи не менее авторитетных авторов о том, что русский мат связан с язычеством, и именно поэтому православная церковь начала с ним бороться. Третьи… ну Вы уже догадались, что мне пришлось ради правды прочитать много версий. Одна другой краше. Но книга* наша с Вами не научная, а практичная. И я сделал собственные два вывода по этому поводу.

Дорогой друг, я, конечно, не могу требовать исполнения рекомендаций из всех глав.* Только предлагаю это делать, чтобы Ваша жизнь стала ещё лучше.  Что касается этой главы – это просто моё мнение, которое можно разделять или нет. Итак, что касается матов. Если их рассматривать как бранные слова. Бранитесь. В экстренной ситуации Вы даже и не вспомните про эту книгу. Да ни про одну не вспомните. Посему, зачем мне лицемерить. Но ситуация должна быть действительно экстремальной. Ссора с друзьями или тёщей – это текучка. Проза жизни. Здесь мат не поможет. И даже наоборот. Что касается применения мата в обыденной жизни, что называется для связки слов – оно больше опасно, чем полезно. В этом смысле я опираюсь на теорию о том, что в древности наши прадеды использовали маты в качестве сильных обрядовых словоформ. При этом пользовались им только избранные. В процессе исторической эволюции эти закрытые фразы стали общеупотребляемыми, при этом часто не к месту. А значит, потеряли свою силу. Более того, они обрели разрушающую силу. Ибо энергия не может быть заморожена. Вывод: в экстремальных ситуациях говорите, как чувствуете. В жизни чувствуйте, что говорите.

*книга «СЛОВО, КОТОРОЕ МОЖЕТ ВСЁ»

Leave a Reply